Открытое письмо Профсоюза

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО

Президенту Российской Федерации

Председателю Правительства Российской Федерации

Председателю Совета Федерации Федерального Собрания РФ

Председателю Государственной Думы Федерального Собрания РФ

Участники II Пленума ЦК профсоюза работников здравоохранения РФ, представляющие членов Профсоюза из всех регионов России, обращаются к Президенту РФ В. В. Путину, Председателю Правительства РФ Д. А. Медведеву, спикерам Палат Федерального Собрания РФ В. И. Матвиенко и С. Е. Нарышкину в связи с серьезной озабоченностью ситуацией, сложившейся в здравоохранении в настоящее время, и перспективами наступающего 2016 года.

В здравоохранении активно проводятся преобразования, связанные с правовым, организационно-управленческим, финансовым обеспечением деятельности медицинских организаций. Однако, в условиях децентрализации управления стратегически значимой отраслью, институциональные реформы не приводят к существенным позитивным результатам и негативно влияют на трудовые права профессионального сообщества.

Неудовлетворенность пациентов доступностью и качеством медицинской помощи не снижается. Негативное отношение медицинских работников к проводимым реформам и их активность по отстаиванию своих трудовых прав нарастает, причем не только в форме жалоб и обращений в органы государственной власти, суды, Профсоюз, но и в более жестких формах протестных действий: пикетах, митингах, приостановке работы, голодовках и др.

Вопросы соблюдения трудовых прав и интересов медработников напрямую сопряжены с вопросами финансовой обеспеченности всех видов профессиональной деятельности и организации их труда. Результатами реализации законов о Федеральном бюджете и бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2016 год могут стать снижение уровня обеспеченности трудовых и социально-экономических прав и интересов работников, сохранение и даже углубление критической ситуации с кадровым обеспечением этой важнейшей социальной сферы, что, в свою очередь, сопряжено с ухудшением качества и снижением объемов оказываемых населению медицинских услуг.

В 2016, как и в 2015 году, не предусмотрены расходы на индексацию оплаты труда работников бюджетной сферы при том, что рост потребительских цен только по итогам 2015 года ожидается не ниже 12%.

Сокращаются расходы федерального бюджета на частичную компенсацию затрат субъектов РФ по реализации «майских указов» Президента РФ, регионам вновь предлагается корректировка ранее утвержденных «дорожных карт» по достижению контрольных показателей роста заработной платы, а соответствующим Постановлением Правительства РФ предусмотрена фактическая фиксация в 2016 году номинальной заработной платы в среднем по отдельным категориям работников бюджетной сферы на уровне не ниже 2015 года. По данным Росстата, за 9 месяцев текущего года средняя заработная плата в сфере здравоохранения уже снизилась в 49 регионах России. При этом фактический размер заработной платы медицинских работников несопоставим с теми средними величинами, которые озвучиваются в отчетах на всех уровнях власти. Более того, сомнительный способ отражения хода выполнения «майских указов» Президента РФ, ориентированный на учет трудового дохода, а не заработной платы, по сути искажает смысл Указов Президента и приведет к снижению средней заработной платы до 15% (в зависимости от субъекта РФ).

До сих пор не выработаны единые подходы к оплате труда специалистов, осуществляющих профессиональную деятельность по единым стандартам медицинской помощи. Меры по совершенствованию региональных систем оплаты труда, направленные на увеличение гарантированной части заработной платы (должностного оклада), не обеспечивают формирование унифицированных отраслевых подходов к структуре и размерам составных частей заработной платы. До настоящего времени Правительством РФ не реализованы нормы Указа Президента РФ от 07.05.2012 г. № 597 и Программы поэтапного совершенствования систем оплаты труда работников государственных (муниципальных) учреждений на 2012–2018 годы об утверждении базовых окладов по профессиональным квалификационным группам должностей работников, которые должны являться основой государственных гарантий в системах оплаты труда работников с учетом специфики их деятельности.

Сегодня в отрасли не менее восьмидесяти процентов медицинских работников трудятся во вредных или опасных условиях труда. Однако, реализация положений Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426 «О специальной оценке условий труда» выявила серьезные проблемы с объективностью и качеством проведения такой оценки в медицинских организациях. Повсеместно отмечается искусственное снижение классов вредности без изменения условий труда и характера трудового процесса и, как результат, снижение размеров или отмена предоставляемых компенсаций и гарантий за работу во вредных (опасных) условиях труда — повышенной оплаты труда, сокращенного рабочего времени, дополнительного оплачиваемого отпуска, приостановки права досрочного выхода на пенсию.

Профсоюз не может согласиться с управленческими решениями по дальнейшему структурному преобразованию системы здравоохранения, оптимизации (сокращению) сети и численности работающих. Сегодня цифры дефицита кадров в здравоохранении общеизвестны, и требовать от врача и медсестры качества и эффективности в работе при нагрузке, в 1.5–2 раза превышающей установленные нормы, без соответствующей материальной оценки результатов их труда, зачастую просто не представляется возможным. Профсоюз вынужден констатировать, что преобразования в сфере здравоохранения по многим значимым для каждого работника направлениям происходят поспешно и в достаточно короткие сроки. Основной вектор поиска необходимых ресурсов направлен на устранение «зон неэффективности» внутри системы здравоохранения, в которые попадают заработная плата, пенсионное обеспечение, компенсации и государственные гарантии, а также сокращение числа работников при неурегулированном росте интенсификации их труда. Избирательность и инертность к сигналам обратной связи, поступающим от работников, трудовых коллективов, профсоюзных выборных органов, приводят к нарастанию социальной напряженности в организациях здравоохранения, что особенно заметно в последние два года.

Обращаясь к руководителям федеральных органов законодательной и исполнительной власти, Профсоюз исходит из того, что конституционная норма о праве граждан на бесплатное получение медицинской помощи в государственной (муниципальной) системе здравоохранения может быть реализована только при достаточном финансовом обеспечении деятельности государственных (муниципальных) учреждений, а качество оказываемой медицинской помощи зависит напрямую не только от профессионализма специалистов, но и от оценки их труда государством и обществом, что в комплексе определяет престижность профессии медика.

Профсоюз считает, что реформы в стратегически значимой отрасли осуществляются субъектами РФ без глубокого анализа возможных последствий как для населения, так и для медицинских работников.

Профсоюз настаивает на необходимости разработки на федеральном уровне механизмов централизованного управления и координации деятельности отраслью, включая решение вопросов повышения уровня социально-экономической защищенности работников.

11 января 2016 года.

Выход на сайты